Закрыть ... [X]

Назад: Часть 1. Что такое импровизация?
Вперед: Часть 3. Учимся импровизировать! Упражнение 1

Как я научился импровизировать?

Феномен импровизации я начал исследовать (конечно, вспоминаю об этом сейчас с улыбкой), когда мне было лет 13. Началось все с некоторых обстоятельств.

Первое. Я не очень то любил уроки в музыкальной школе, в первую очередь сольфеджио, которые вел директор. Зато я любил хоровое пение и особенно те дни, когда штатного аккомпаниатора заменял Виктор Иннокентьевич, мой учитель по классу фортепиано. Он редко играл по нотам, обычно он импровизировал! (Правда, тогда я еще не знал этого слова). Придя в хоровой класс, Виктор Иннокентьевич у кого-то спрашивал, что за песню мы разучиваем, в какой тональности, затем начинал играть, и... это было волшебство! Мы никогда не знали, как сегодня начнется та или иная песня, какой будет аккомпанемент, инструментальный проигрыш, какие «фишечки» он сегодня применит...

Второе. В 7-м классе я смастерил свою первую электрогитару и пробовал научиться играть на ней. В 8-м классе мы с друзьями собрали свою первую группу. Все это, на фоне моего слабого желания учиться в ДМШ, не очень нравилось моей маме. Правда, через год она привезла мне из Чехословакии (в 1973 году еще была такая страна) «фирменную» электрогитару Star 5, (тогда этот инструмент был, пожалуй, первым настоящим в нашем небольшом городке... И для школьника это было очень престижно!).

Поскольку ГИТАРА, АНСАМБЛЬ, я решил, что надо как-то понять:

КАК ИГРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ НОТЫ ВСЕГДА
произвольно, без партитуры, без выучивания заранее?

Цель поставлена! И теперь за пианино я уже не ощущал себя наказанным учеником, я чувствовал себя исследователем, занятым разгадываем секрета! Сейчас я понимаю, что тогда я применил то, что можно было бы назвать «системным подходом»... Так вот, в итоге я прошел несколько шагов:

Шаг 1. Открытие пентатоники

Как-то бренча на пианино, я сам обнаружил ПЕНТАТОНИКУ! Для Ля-минора это были ноты: Ля, До, Ре, Ми, Соль. (Естественно, я, как и многие, больше любил белые клавиши). Название этого лада я узнал намного позже. А тогда для меня пентатоника стала волшебным набором нот. В песне в Ля-миноре их можно играть в любом порядке, в любом месте и все будет звучать правильно! Ну и понятно, что, зная этот набор для одной тональности, его можно обнаружить (построить) и для другой.

Шаг 2. Преобразование пентатоники в блюзовый лад

Конечно, 5 нот из 12 – достаточно скромный выбор и мне захотелось как-то пентатонику, волшебный набор, расширить. Так в результате экспериментов я нашел еще две ноты, которые не только не «ломали» общую картину, но и придавали звучанию явную «взрослость» и «фирменность». Эти ноты для Ля-минора были Ре# и Соль#. Значительно позже я узнал, что этот новый волшебный набор из 7-ми нот – БЛЮЗОВЫЙ лад!

Конечно, эти две новые ноты нужно было применять намного осторожнее. И они значительно лучше подходили на роль «проходящих», например, в движение вверх Ре, Ре#, Ми, Соль или в Соль, Соль#, Ля, До с акцентом на последнюю ноту, чем для нот, которые попадают на сильную долю.

Шаг 3. Применение оставшихся ступеней минорной гаммы

Но в гамме Ля-минор оставалось еще 2 «законные» ноты – Си и Фа. Они были не столь универсальны, как ступени пентатоники, и не столь радикальны, как «блюзовые». В общем, их можно было использовать достаточно часто, но, обращая чуть большее (чем требовала пентатоника) внимания на текущий аккорд. Таким образом, этот новый набор составлял уже 9 нот. Явный прогресс!

А в «запрещенных» оставались всего 3 ноты из 12 – Ля#, До# и Фа#.

Шаг 4. Перенос волшебных наборов на гриф гитары

Вот, обнаружив на пианино «правильные» ноты, я стал разбираться, где находятся эти же волшебные наборы на грифе гитары. Тут я сделал свое следующее открытие: в отличие от пианино, на гитаре один и тот же интервал, трезвучие или «музыкальный ход», фраза, могли быть сыграны одним и тем же приемом, поскольку нужные ноты всегда располагались одинаково на грифе. Для изменения тональности надо было лишь сместить позицию руки на грифе! Иными словами, на грифе гитары не было «черных клавиш»! И это было так замечательно!

 Профессор Музыки 1 - комплект программ по музыке

В общем, еще не очень хорошо зная ноты на гитаре, и чтобы каждый раз не высчитывать, где какая, я сделал специальные карточки-таблички, расчертив их на клетки: шесть струн по горизонтали, 6 колонок по вертикали. (Как потом оказалось – правильно было бы называть их ТАБУЛАТУРЫ). Так вот, на «струнах» я нарисовал кружки разного цвета:

  • зеленые – для набора пентатоники,
  • синие – для двух дополнительных нот, которые превращают пентатонику в блюзовый лад,
  • желтые – для двух оставшихся нот лада,
  • а остальные 3 – красными (так как играть их не следовало).

Понятно, на самом деле кружков получалось больше, чем 12, так как в подобной табулатуре, охватывающей заметный фрагмент грифа, один и тот же тон мог быть извлечен на разных струнах.

Сначала я свои табулатуры рисовал в простой тетрадке, а потом сделал их на картонках, причем так, что размеры клеток примерно соответствовали размерам ладов на гитарном грифе. Это позволяло носить картонки с собой в кармане и, прикладывая развить пальцы на «струны», разучивать «ходы» даже на уроке в обычной школе :-). Я помещаю картинку с фрагментом грифа, чтобы показать, как я раскрашивал лады. «Запрещенные ноты» – те, что помечены красными кружками, можно, в принципе, и не отмечать. Для тренировки вполне достаточно остальных.

Как только я немного освоился с волшебными табулатурами, пальцы привыкли и «запомнили» правильные и «неправильные» ноты (места на грифе), я смог ИГРАТЬ СВОБОДНО, я начал импровизировать!

О, как это было здорово играть наобум и почти не ошибаться! В общем, мой музыкальный уровень, как соло-гитариста в нашей школьной группе резко вырос. И когда у нас появилась возможность использовать электро-орган, то меня мои друзья уже от гитары не отпускали.

Шаг 5. Понимание, какие ноты используют звезды

Но заключительный «прорыв» произошел после того, как мы с ребятами «сняли» (то есть на слух подобрали ноты) и разучили пару фирменных композиций. Первая – July Morning (Uriah Heep), другая – Smoke On The Water (Deep Purple). О, конечно, сейчас я без улыбки не могу представить, что же на самом деле мы могли тогда играть, пытаясь копировать звезд! Вряд ли там даже 25% нот были правильными, но! Главное вот в чем. Снимая реальные, «правильные» композиции:

ПЕРВОЕ – я увидел, что очень большая, непонятная мне ранее часть музыки, казавшаяся, особенной, специальной – на самом деле это те же самые волшебные наборы, которые я уже открыл для себя – пентатоника, блюзовый лад. Этим небольшим количеством нот, оказывается, играется море импровизаций и мелодий, причем и в очень известной музыке!

ВТОРОЕ – я понял, что «фирменные» ходы прекрасно «ложатся» на мои табулатуры! Оказалось, что благодаря проделанным исследованиям и тренировкам, мои пальцы уже давно были на правильных местах, и дело теперь лишь в том, чтобы поучиться тому, какие ноты и в какой последовательности играют известные гитаристы...

В общем, сделать тогда самостоятельно все эти открытия было очень здорово и полезно! Вполне возможно, что именно эти ранние импровизации, первые опыты музыкального самовыражения, позволили мне сохранить интерес к музыке, развить свои музыкальные способности, выбрать в последующем своей профессией разработку музыкального оборудования и программ, сделать сочинение, аранжировку и исполнение музыки любимым увлечением.

Так что я верю, что импровизации может научиться «с нуля» любой музыкант и уже тем более тот, у кого за плечами музыкальное учебное заведение. Я знаю, что вам нужны лишь 3 вещи:

Первое – Верить!
Второе – Пробовать!
Третье – Хорошее Настроение!

Я искренне надеюсь, что мои советы и приемы позволят вам выявить у себя способность к импровизации, развить этот навык или заметно повысить ваш уровень в этом искусстве, если вы уже им владеете. Вы готовы? Вперед!

Алексей Устинов, Вирартек, 25 ноября 2009 г.

Назад: Часть 1. Что такое импровизация?
Вперед: Часть 3. Учимся импровизировать! Упражнение 1

Алексей Устинов, руководитель компании Вирартек, Новосибирск
Алексей Устинов,
создатель и руководитель компании Вирартек

Радионженер, ученый, педагог, музыкант, звукорежиссер. Автор методических и научных публикаций. Разработчик 1-го в СССР музыкального компьютера и 1-х обучающих музыкальных программ на базе ПК 'Агат-7(9)' (аналог Apple II). 20 лет чтения курсов 'Музыкальная информатика', 'Музыкальная акустика' и 'Звукорежиссура' в Новосибирской государственной консерватории. Разработка алгоритмов музыкальных программ для Cakewalk (США), Jasmine Music Technology (США), PGMusic (Канада), PowerFX (Швеция). 2 музыкальных CD альбома изданных в Канаде, запись в Нью-Йорке музыки к индийскому фильму 'Miss California'. Участник музыкальных и научных выставок и конференций в США, Германии, Южной Корее.

Более подробную информацию о его деятельности смотрите в специальном разделе

Перейти к списку статей >>

Возможно, вы хотели бы заняться импровизацией серьезно и получить максимум материалов (видео-уроки, фонограммы, ноты и пр.). Ознакомьтесь с видео-курсом «Импровизировать может каждый!». Судя по всему, этот продукт – лучшее пособие на русском языке для желающих овладеть искусством джазовой импровизации.

Отзывы и комментарии:

2010-02-03 Ольга:
здорово, скопировала текст и рисунки, буду пробовать..

17.06.2010 Эйнар:
спасибо большое, будем стараться)

2010-07-02 Александра:
Вот спасибо Вам, Алексей, действительно звучит (и без лажи, если аккуратно)! Аж настроение поднялось и вдохновение пришло!)) Еще раз: спасибки за дельные советы!

2010-07-22 John:
Офигенная статья! А что автор добился всего самостоятельно это вобще нереальный ништяк. Сделаю замечание - кое-где автор называет табулатурой то, что следовало бы назвать аппликатурой.

2010-07-28 Юрий:
Замечательная статья!!! Спасибо автору!!!!

2010-10-12 Till94:
Спасибо большое! А нет ли у вас ещё подобных статей?

2011-03-03 Леонид:
Большое спасибо! Самый наглядный курс и увлекательный текстом!

2012-01-06 Гергий:
Очень классный урок! СПАСИБО!!!!!!

2012-02-28 Владимир:
Храни вас Господь! Спасибо вы очень и очень помогли!... дай бог вам всех благ душевных! ))

2012-04-28 Илья:
Ну спасибо! Очень увлекательно, просто и действительно ПОЛЕЗНО! Автора уважаю

2013-08-20 Ульяна:
Большое спасибо за такую замечательную статью! всё написано простым и доступным языком, всё понятно!)


feed_back 

Как развить чувство ритма? – смотрите тексты и видео в Архиве рассылки!

Как развить чувство ритма?

Подробнее "

Хочешь стать музыкантом? Используй комплект "Музыкальные Аркады"!

Комплект Музыкальные Аркады
  • Выучить ноты, читать партитуры
  • Развить слух, чувство ритма, память
  • 7 навыков / 9 уровней
  • Пошаговое руководство
  • Бонусы!

Подробнее "

Очень просто: твори и сохраняй свои идеи!


Синтезатор AZEMUS FS 1.2 – чтобы "пианино" было всегда под рукой!

Синтезатор AZEMUS FS 1.2
  • играть на клавиатуре компьютера, как на синтезаторе
  • записывать свои песни в MIDI, чтобы играть любым плеером
  • создавать свои ринг-тоны
  • делать свою электронную музыку с арпеджиаторами
  • раскрашивать Azemus FS под себя

Подробнее »

Музыкальные способности есть у ВСЕХ! Проверь себя с играми нашего "Музыкального колледжа" – всего 20 минут и навык реально улучшится!


Онлайн игры нашего Музыкального колледжа
Источник: http://virartech.ru/articles/improvisation-part2.php


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Как развить у ребенка музыкальный слух - Клуб мам Как сделать надпись для скайпа


Самостоятельно развить музыкальный слух Самостоятельно развить музыкальный слух Самостоятельно развить музыкальный слух Самостоятельно развить музыкальный слух Самостоятельно развить музыкальный слух Самостоятельно развить музыкальный слух Самостоятельно развить музыкальный слух Самостоятельно развить музыкальный слух

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ